Пройдите Наши Лучшие Онлайн Тесты:

   

Что такое «тренинг личностного роста»?

Господа, друзья, коллеги! Кто вам сказал, что «тренинг» и «бизнес»- синонимы? Или сиамские близнецы, соединенные дефисом? Почему, если «тренинг», то обязательно форма обучения? Это еще и форма психологической работы, очень мощная, эффективная, построенная на научных – психологических, основах.

Бесконечный, многолетний спор, не приводящий к согласию – «нужны ли психологи бизнесу?» И борьба за клиента – «кто лучше научит продажам: выпускник психфака или бывалый продавец?» Думаю, что большинство проголосует за второго. Почему же так стремятся молодые ребята, и школьные психологи, и бывшие социальные педагоги, и медицинские психологи, и психотерапевты стать бизнес тренерами? Может наивный вопрос, но мне интересно.

Вы любите езду в общественном транспорте в час-пик? Или предпочтете ехать в своей машине? Тогда почему в профессиональных нишах так все загадочно: всем надо туда, где и так много? Радость борьбы, страсть к конкуренции или любовь к общественному транспорту? Не думайте, я не новичок, уже десять лет провожу ( и продаю) тренинги. И ответ ваш предполагаю: «оплата труда». Хороший бизнес-тренер действительно много получает за свой труд. И это обусловлено – он продает авторские знания и авторские методы, системность мышления и умение видеть проблему многогранно. Это человек бизнеса. И, к тому же, умеющий обучать бизнесу – будь то простая коммуникация или сложные переговоры. И еще: успешен тот, кто любит то, что делает, и верит в то, что это эффективно. Сколько лет, сил, желаний надо школьному психологу, чтобы полюбить и понять бизнес и стать профессиональным тренером? Конкурентно способным тренером? Достаточно ли только денежной мотивации, чтобы этого достигнуть? Вы любите бизнес или хотите при помощи него заработать? Я знаю многих бизнес тренеров, перебивающихся случайными заработками и очень мало тех, кто успешен и богат.

Между тем, наша страна- край потенциальных клиентов. Мы больны мировоззренчески, развращены социализмом, несчастны и живем с наивной надеждой, что депутаты могут сделать нас счастливыми! Посмотрите телевизор, послушайте, о чем говорят на кухне, родительском собрании, в транспорте, на приеме к врачу- люди ищут виноватого. И многие, очень многие, пытаются в чем-то разобраться – покупают книги из серии «сам себе психолог», слушают доктора Курпатова и Наталью Правдину, увлекаются парапсихологией и ходят к гадалкам – у кого на что ума хватает. К психологам по-прежнему не ходят, или ходят немногие. И дело не в том, что не знают, куда идти. Дело в том, что не понимают, зачем они туда ходили. Недостаток практических, прикладных знаний, неумение слушать и слышать, стремление спрятаться за терминологию, слепое следование всяким книжным правилам … один раз столкнешься, больше не пойдешь. И психологи в обиде: люди не идут, деньги платить не хотят. Между тем, психологические курсы, привезенные с Запада и Америки, уже более десяти лет оказывают психологические услуги. Я не буду ругать этих ребят: они молодцы, заполняют ту нишу, которая по- прежнему не востребована профессиональными психологами и лечат, в меру сил и способностей, тех самых обывателей, которым к экстрасенсу не хочется, а ничего другого нет. Посмотрите внимательно, коллеги, вот они – потенциально ниши клиенты, а вы говорите, что спроса нет. Дело, на мой взгляд, в другом – нет достойного предложения. На каждый курс приходят от 20 до 100 человек. Не наш клиент? Чушь! Студенты, домохозяйки, преподаватели, люди из бизнеса… Больных и с низким интеллектом практически нет. И деньги несут не малые, в среднем- 150-200 долларов за трехдневку. Умножьте на люде в зале. Чужие деньги считать не принято, но если иногда не считать и не задумываться, то своих никогда не будет. Но знаете, что самое обидное? Это все называется психологией и тренингом личностного роста. Опять же, оговорюсь, есть специалисты, зрелые личности, которые действительно дотягивают все происходящее до результатов роста, но далеко не всегда. Инструктора курса готовят несколько недель. И стать им могут все желающие и заплатившие за обучение.

Я на протяжении долгих лет занимаюсь еще и тем, что реабилитирую личностный тренинг. Очень часто участники говорят с опаской: «я был на тренинге и очень долго после него восстанавливал себя». Это те, кто пришел, рискнул еще раз. Но большинство таких, «раненых» уже на пушечный выстрел не подойдут к тренингу. Вот вам и объяснение одной из причин, почему люди не приходят на личностные тренинги. Между тем, ментальность у нас така
я – тянет поплакать «на миру»: с подружками на кухне или с попутчиками в купе. Личностные тренинги просто созданы для нашей страны. Но не киношные американские посиделки в кругу, а что-то другое, более естественное, там, где человека не будут рассматривать, как больного или неудачника. Боюсь, что нет оформленного понимания, что такое тренинг личностного роста, даже у профессиональных психологов (ох, уж это академическое образование!) по этому поясню свое субъективное видение, каким должен быть этот тренинг:

  • Прежде всего – это тренинг самопознания. Не решения проблем, не лечения неврозов, не обучения, «как надо». Все перечисленное – это следствие, или результат, но содержанием тренинга быть не может. Участники приходят на тренинг, чтобы лучше понять себя, а значит, сделать свою жизнь более контролируемой и управляемой. Основные упражнения тренинга – исследовательские.

  • Мировоззренческая позиция тренинга личностного роста – принятие. Тренер принимает участников такими, какие они есть и не стремится их переделывать. Если на это нет запроса. Все мы состоим из светлых и позитивных сторон и того, с чем боремся и в чем себя осуждаем. Если тренер постоянно говорит вам, что у вас есть проблема и вам надо от нее избавиться – бегите, вы не туда попали. Слово «проблема» в отношении себя можете сказать только вы сами.
  • На личностном тренинге из вас никто не будет делать команду, провоцировать борьбу лидеров, разбираться в межгрупповых отношениях. Группа – лишь фон, комфортная обстановка, которая помогает, а не мешает самораскрытию. Иными словами, тренер должен сработать так, чтобы через некоторое время после начала тренинга каждый почувствовал себя естественно и спокойно. И провести группу до конца, и благополучно распустить.
  • Личностный тренинг- это горизонтальная позиция тренера по отношению к участникам. Тренер не говорит, «как надо», «как должно», «чего нельзя». Он может высказать свое мнение, но оно не является догмой, даже в рамках тренинга. Основа профессионализма – гибкость: «Что хорошо для сапожника, то совсем не подходит для кузнеца».
  • На личностном тренинге не тренируется поведение. И тем более – не дрессируется. Что тренировать, когда нет единого стандарта (см. выше)? Могут быть упражнения, посвященные исследованию поведения и нахождению других возможных вариантов. Это как примерка новых платьев: понравилось – бери, нет- повесь в шкаф. Но результаты личностных тренингов проявляются именно через изменения в поведении. Если ничего не поменялось в жизни после тренинга – тренинг прошел мимо.
  • И наконец, личностные тренинги не могут не быть интересными. Потому, что для любого человека нет в этом мире ничего более увлекательного, чем он сам.

Я очень хочу, чтобы личностный тренинг прижился в России. Чтобы он стал частью культуры человека. Чтобы у каждого желающего было ясное понимание, куда ему надо обратиться, если он хочет учиться, куда – если хочет лечиться, и куда – если хочет лучше понять и принять себя.

psychology.net.ru

Похожие Записи:

  • Нет Похожих Записей
Топовые Психологические Тесты за 24 Часа:    

Comments are closed.